Статистические свойства
Учебные материалы


Статистические характеристики



Карта сайта leprosamogon.ru

Предварительный анализ продлился по статистическим характеристикам корреляционной зависимости между плановым и фактическими значениями факторов и показателей. В качестве таких характеристик использованы квадратические отклонения плана от факта, коэффициент корреляции, средняя квадратическая ошибка коэффициента корреляции и его оценка надежности, результаты расчета приведены в табл. 4.6.

Заметим, что вероятностью 0,95 зависимость между планом и фактом существует (т.е. корреляция значима). В соответствии с данными табл. 4.6, коэффициент корреляции между плановыми и фактическими значениями факторов и показателей близок к 1 при выполнении требуемого уровня значений показателя надежности (за исключением фактора х2).

Шаг 3. Определение коэффициента качества плана на основе корреляционного анализа.

Таблица 4.6

Статистические характеристики корреляционной зависимости

Переменная Среднее квадратическое отклонение Коэффициент корреляции Средняя квадратическая ошибка коэффициента корреляции Оценка надежности коэффициента корреляции х1 39,89 0,82 0,147 5,6 х2 47,02 0,35 0,392 0,89 х3 12,32 0,96 0,035 26,4 х4 13,90 0,98 0,018 54,4 х5 17,74 0,93 0,060 15,5 х6 11,54 0,98 0,018 54,4 у 71,85 0,93 0,060 15,5

Сущность применения корреляционного и регрессионного анализа заключается в нахождении функциональной зависимости у = у1 , у = у0от
хj (j = 1,…6). Результаты расчета кривых регрессий себестоимости уо, у1 от факторов х1…х6 и зависимости себестоимости от плановых и фактических значений.

К основным принципам планирования относят:

1. Реактивное планирование – базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих предприятий не только с внешнего, но и с внутреннего рынка, поскольку другие предприятия лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

2. Инактивное планирование – ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращение к прежнему состоянию, так и продвижение вперед. Его основными целями является выживание и стабильность производства. Инактивное планирование можно найти на государственных предприятиях, административных и бюджетных организациях. Инактивное планирование, ориентированное на настоящем, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.



3. Преактивное планирование – направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий. Этот вид планирования опирается на все достижения науки и техники, широко применяет эксперимент и прогнозирование, но мало использует накопленный опыт. Основная трудность ПА в том, что чем дальше горизонт планирования, тем больше вероятная ошибка. Следовательно, Преактивное планирование может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

4. Интерактивное планирование – заключается в проектировании желаемого будущего и изыскание путей его построения. Такое планирование имеет цель максимизировать свою способность обучаться, адаптироваться и развиваться. Это планирование направлено на повышение уровня организационного развития предприятия.

Методика планирования характеризует состав применяемых на предприятии методов, способов и приемов обоснований конкретных плановых показателей, а также содержание, форму, структуру и порядок разработки плана. Принятая технология планирования регламентирует общепризнанный порядок, установленные сроки, необходимое содержание, последовательность процедур составления различных разделов плана и обоснования его показателей; регулирует механизм взаимодействия производственных подразделений; функциональных органов и плановых служб в совместной повседневной деятельности.

Методы планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математи-ческие, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п.

Тема №2. Содержание и организация планирования

Содержание и организация планирования

В отечественной планово-экономической литературе и хозяйственной практике выделяют два основных вида планирования:

1. Технико-экономическое;

2. Оперативно-производственное.

1. Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В данном виде планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учёта спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели.

2. Оперативно-производственное планирование – это последующие развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На этом этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам и осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства и т.п.

Все виды внутрифирменного планирования могут быть систематизированы по основным классифицированным признакам: содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадия разработки, степень точности.

Основным объектом внутрихозяйственного планирования на предприятиях служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, характеризующих процесс производства, распределения и потребления товаров и ресурсов.

В зарубежной науке и практике планирования принято выделять четыре основных вида временной ориентации или типологии составления планов. По классификации Р.Л. Аккофа выделяется планирование:

1. Реактивное;

2. Инактивное;

3. Преактивное;

4. Интерактивное.

Ориентация плановиков: на прошлое (реактивное), на настоящее (инактивное), на будущее (преактивное), взаимодействие прошлого (интерактивное), настоящего и будущего как различных но не разделимых видов планирования.

В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия, как производственные так и функциональные. В цехах и отделах формируются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятий зависит от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности, уровня платежеспособности и т.д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов, которая должна разрабатываться «сверху-вниз».

На крупных предприятиях функции планирования разделены между коллективами различных служб.


Вице-президент по экономике и финансам


На предприятиях существуют три схемы организации работ по планированию:

1. Сверху вниз;

2. Снизу вверх;

3. Круговым способом (встречное планирование).

С учетом специфики деятельности работ по планированию функции распределяются следующим образом:

1. Высшее руководство определяет:

· общее направление деятельности предприятия с постановкой стратегических целей;

· устанавливает нормативы и методы контроля.

2. Плановый отдел:

· занимается организацией планирования;

· разрабатывает перспективные и текущие планы;

· нормирует издержки;

· осуществляет контроль за выполнением планов.

3. Финансовый отдел:

· планирование расчетов;

· бюджетный контроль;

· контроль за кредитными организациями.

4. Отдел маркетинга:

· исследование рынка;

· планирование ассортимента продукции;

· реклама и стимулирование сбыта.

5. Производственно-диспетчерский отдел:

· составление планов на смену;

· закупка сырья;

· контроль качества продукции.

Этапы планирования и технология планирования.

Этапы планирования, принятые на американских предприятиях (по Мескону):

1) формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

2) обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач на предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;

3) планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;

4) определение потребности в ресурсах, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;

5) проектирование, внедрение разработанных планов и контроль за их выполнением.

Основными этапами планирования на отечественных предприятиях являются:

1) определение целей планирования (желаемое экономическое состояние предприятия и его положение на рынке);

2) анализ проблем (фактическое положение дел по окончании планового периода, данные за 3 года);

3) поиск альтернатив: выявление возможных вариантов развития по различным сценариям;

4) определение потребности во всех видах ресурсов (прогноз);

5) проведение расчетов и обоснование экономических показателей;

6) оформление плана в виде единого документа.


Схема этапов планирования:

Опреде-ление цели Анализ проблем Выбор оценочной системы Прогно-зирование ситуации


I этап –

Подготовительный:

Выбор альтер-натив Определение потребности в ресурсе Выбор варианта плана


II этап –

Разработка плана:

Принятие оконча-тельного решения по плану Проведение расчетов


Анализ результата Контроль III этап –

Реализация плана:

Технология планирования на отечественных предприятиях включает в себя:

1) принятие решений о будущих целях организации и способах их достижения, составлении планов;

2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;

3) контроль и анализ конечных результатов, корректировка фактических показателей и совершенствование деятельности предприятия.

Широкое применение компьютерной техники в планировании производства способствует достижению высоких конечных результатов на предприятии.

Объем планово-экономической информации, необходимой в ходе составления планов предприятия, велик и для её своевременного анализа и правильной оценки требуется применение компьютерных средств сбора, передачи и обработки. Полная система автоматизированного планирования состоит из компонентов технического и программного обеспечения, обслуживаемых человеком. В состав технического обеспечения входят центральный процессор или главный компьютер, несколько рабочих мест или станций, разделяемые периферийные устройства:

Схема автоматизированного планирования на предприятии:


Тема №3. Плановые расчёты и показатели

Конечный результат производственно-финансовой и социально-трудовой деятельности определяет система взаимосвязанных планово-экономических показателей, от их обоснованности и степени взаимной увязки во многом зависит не только уровень процесса планирования, но и достигаемые промежуточные и конечные результаты.

В зависимости от содержания показатели, используемые в планировании, подразделяются на:

1. Количественные – отражают объем производства, валовую и товарную продукцию, численность работающих в абсолютных величинах.

2. Качественные – выражаются отношениями между абсолютными величинами (прирост производительности труда, снижение затрат и др.)

Количественные показатели подразделяются в свою очередь на натуральные и стоимостные.

3. Натуральные – характеризуют материально-вещественное содержание величин и измеряется в метрах, килограммах и т.д.

4. Стоимостные – позволяют измерить в денежном выражении любые виды товаров, услуг или работ.

Все эти показатели должны отвечать следующим требованиям:

· достоверности – соответствие объективному состоянию отражаемого явления;

· свойство меры – показатели должны быть измеряемыми и вполне определенными;

· однозначности;

· способности объединяться, разукрупняться и быть сопоставимыми;

· оперативности – показатели должны своевременно поступать на разработку плана;

· экономичности – минимальные затраты на сбор и обработку информации.

Все основные показатели принято группировать по направлениям деятельности предприятия: 1. Производство и освоение новой продукции, 2. Труд и социальное развитие, 3. Финансовое состояние, 4. Материально-техническое обеспечение, 5. Инвестирование, 6. Кредитование и др.

На машиностроительных предприятиях устанавливается наиболее высокая степень зависимости между планово-экономическими показателями: спрос и объем производства продукции, занятость работников и эффективность их труда, результаты труда и личные доходы работников, и т.д. Для более полного использования механизмов взаимодействия всех плановых показателей необходимо применять научно-обоснованные нормы расхода всех производственных ресурсов и средств производства. Точность и обоснованность принимаемых на всех уровнях управления решений во многом зависит от качества используемых на различных этапах планирования экономических нормативов и норм. Норматив – это эталон расхода различных ресурсов на производство единицы продукции, значение которого должно соответствовать достигнутому уровню развития рыночных отношений использования техники, передовой технологии, прогрессивной организации производства и требуемой квалификации персонала. Норма – это научно обоснованная величина затрат труда, расхода тех или иных экономических ресурсов (сырья, энергии и материалов) на производство в конкретных производственно-технических условиях, выраженная в абсолютном значении. Они должны соответствовать условиям, для которых они более разработаны, и пересматриваться с изменением нормообразующих производственных факторов.

Нормы и нормативы образуют систему плановых нормативов, которые можно объединить в отдельные группы по следующим квалификационным признакам:

1) по видам ресурсов;

2) по стадиям производства;

3) по выполняемым функциям;

4) по времени действия;

5) по сфере распространения;

6) по методам установления;

7) по форме выражения;

8) по степени детализации;

9) по целевому назначению;

10) по численным значениям (оптимальные, допустимые, максимальные, минимальные средние).

В планировании используют следующие группы норм и нормативов (Нв):

1. Удельные нормы материальных затрат на единицу продукции.

2. Нормативы использования машин, оборудования и инструментов.

3. Организационные нормативы (длительность рабочего времени, объем незавершенного производства, запасы сырья).

4. Нормы качества продукции.

5. Нормы ожидаемости затрат и прибыльности производства.

6. Нормы труда.

7. Нормы затрат времени.

8. Нормы численности – (количество рабочих необходимых для выполнения заданного объема работ).

9. Норма времени обслуживания.

10. Норма выработки – (объем работ, которую необходимо выполнить за единицу времени).

11. Нормы обслуживания – (количество машин, рабочих мест, которые закреплены за одним рабочим или группой).

Нормы и нормативы должны быть обоснованы:

1) технически – учитывает влияние факторов на продолжительность работы при среднем уровне умения работника и интенсивности труда;

2) экономически – обеспечение равной и оптимальной напряженности;

3) физиологически – соответствие регламенту труда.

Методы установления норм делят на две группы:

Исследование, изучение на реально действующем производстве Расчетные, исполнение отраслевых Н и Нв по элементам работ Опытные, на основании личного опыта Статистичес-кие, по фактическим данным за прошлый период Сравнительные, используется сравнение с аналогом


ТЕМА 4. Планирование производственной мощности предприятия



edu 2018 год. Все права принадлежат их авторам! Главная